Лечение эндометриоза — Горклиника
  • Первичный прием гинеколога
  • Повторный прием гинеколога
О болезни

Эндометриоз является хроническим заболеванием женской половой системы. При этом заболевании эндометрий (ткань слизистой оболочки матки) прорастает за пределы матки.

Выглядит эндометриоз как узелки плотной консистенции размером от 1 до 40 мм. Заполнены эти узелки кровью.Поражать эндометриоз может как внутренние половые органы и брюшину малого таза, так и другие органы, например, мочевой пузырь или почки.

Лечение эндометриоза в Москве

Причины развития эндометриоза

Женский организм запрограммирован так, что клетки эндометрия не должны выживать за его пределами, в непривычных областях. При эндометриозе процесс самопроизвольной гибели клеток в очагах эндометриоза снижается.

Почему именно развивается это заболевание до сих пор точно неизвестно. Существует несколько теорий, которые объясняют возникновение эндометриоза.

Во-первых, у некоторых женщин наблюдается такая особенность как ретроградная менструация. Она характеризуется сокращением мышечного слоя матки в обратном направлении. Поэтому кровь с элементами эндометрия может попадать в фаллопиевы трубы и брюшную полость. Данная патология может передаваться по наследственности. Если Вы знаете о наличии ретроградной менструации у близких родственников, рекомендуем регулярно посещать гинеколога.

Еще несколько теорий гласят о влиянии генных мутаций и отклонений в функции клеточных ферментов. Однако доказательная база этих теорий очень мала.

Вероятнее всего, причиной для развития эндометриоза служит целый комплекс нарушений в женском организме, например:

🔻 сниженный иммунитет;

🔻 сопутствующие заболевания репродуктивной системы;

🔻 наследственный фактор;

🔻 проживание в районах с плохой экологией;

🔻 дефицит витаминов;

🔻 гормональные нарушения.

Также в зону риска попадают женщины, злоупотребляющие алкоголем.

Симптомы эндометриоза

Самым распространенным симптомом эндометриоза являются тянущие боли внизу живота и поясницы на протяжении всей менструации.

В некоторых случаях боль может появляться за несколько дней до месячных. Стадия заболевания никак не влияет на выраженность болевых ощущений. При минимальном распространении эндометриоза могут возникать резкие боли, а при обильном поражении болезнь иногда протекает бессимптомно.

Наружный генитальный эндометриоз сопровождается еще болью при половом акте и мочеиспускании. Также за несколько дней до и после менструации могут появляться мажущие кровянистые выделения.

Экстрагенитальному эндометриозу свойственны вышеперечисленные симптомы. Однако дополнительно может наблюдаться:

🔻 повышенная утомляемость;

🔻 тошнота во время менструации;

🔻 проблемы с ЖКТ в виде запоров, диареи и вздутия.

При прорастании эндометрия в мочевой пузырь или прямую кишку возможно появление крови в моче и кале, соответственно.

К сожалению, эндометриоз в некоторых случаях приводит к бесплодию. Практически 50% пациенток, имеющим диагноз «эндометриоз», ставят бесплодие. Связано это со сбоями в овуляторных процессах и сбоями общего функционирования организма женщины. Также при эндометриозе нарушается проходимость маточных труб, что тоже сказывается на невозможности забеременеть.

Помимо бесплодия, эндометриоз может спровоцировать выкидыш. Именно поэтому женщинам, страдающим от эндометриоза, необходимо более тщательное наблюдение гинеколога.

Диагностика

Сбора анамнеза пациента и гинекологического осмотра недостаточно для корректной постановки диагноза. Чтобы подтвердить наличие эндометриоза, необходимо провести дополнительные обследования.

Как правило, гинеколог назначает УЗИ органов малого таза. В некоторых случаях необходимо сделать КТ, МРТ и колоноскопию, чтобы выявить, не поражены ли другие органы.

Лечение эндометриоза

В репродуктивном возрасте полностью вылечить эндометриоз невозможно. Лечение направлено на снятие болевых ощущений, подавление прогрессирующего характера болезни, устранение нарушений работы других органов и профилактику рецидивных случаев.

Современное лечение является комплексным и состоит из сочетания медикаментозного и хирургического методов. В качестве медикаментозного лечения назначают гормональную терапию. Она помогает снизить уровень эстрогенов и уменьшить размер эндометриозных очагов.

Оперативное вмешательство используется при тяжелых стадиях заболевания, когда необходимо сохранить работоспособность других органов. Если после 40 лет эндометриоз продолжает прогрессировать, то врачи могут прибегнуть к полному удалению эндометриоза.

Профилактика

Самой главной профилактической мерой является регулярное посещение гинеколога. Кроме этого, рекомендуется:

✅ следить за состоянием гормонального фона;

✅ отказаться от курения;

✅ избегать чрезмерной физической активности во время менструации.

Акушер-гинеколог, гинеколог, УЗИ-специалист, маммолог.

Среди других гинекологических заболеваний эндометриоз находится на третьем месте. 30% хотя бы раз обращались к гинекологу с жалобами, характерными эндометриозу. Наибольшая вероятность развития заболевания приходится на женщин в возрасте 30-50 лет. Большая распространенность эндометриоза объясняется тем, что он долго может протекать бессимптомно.