Синдром Пархона — Горклиника

Яковлева Ирина Владимировна
Семейный врач , Гастроэнтеролог , Кардиолог , Невролог , Терапевт

Определение

Синдром Пархона (синдром неадекватной секреции антидиуретического гормона, синдром неадекватной продукции вазопрессина, СНПВ, синдром гиперсекреции АДГ, гипергидропексический синдром, несахарный антидиабет) также называется синдромом Шварца-Барттера в честь его первооткрывателей, двух американских терапевтов.

Он развивается, когда организм вырабатывает слишком много гормона вазопрессина. Вазопрессин также известен как антидиуретический гормон (АДГ). Обычно он выделяется при снижении объема крови или артериального давления, или при слишком высоком повышении уровня электролитов: в этих случаях он задерживает воду в организме, тем самым обеспечивая увеличение объема крови и артериального давления и снижая концентрацию электролитов. Когда вазопрессин выделяется, даже если ни одна из этих причин не присутствует, организм задерживает в организме слишком много воды: эффект разбавления снижает уровень натрия в крови. Этот слишком низкий уровень натрия в крови называется гипонатриемией и может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Гипонатриемия является наиболее распространенным нарушением электролитного баланса и водного баланса, от нее страдают около 15 процентов госпитализированных пациентов. Примерно в трети случаев причиной является СНПВ, а у пожилых пациентов — до 60 процентов.

Причины

Существует множество факторов, вызывающих неадекватную секрецию АДГ. Обычно вазопрессин вырабатывается в гипофизе. СНПВ может возникать, когда вазопрессин вырабатывается вне гипофиза. Это происходит, например, при некоторых раковых заболеваниях, в первую очередь при раке бронхов. Определенные церебральные (поражающие мозг) заболевания также могут вызывать SIADH:

— Черепно-мозговая травма

— Апоплексический удар

— Менингит

— Энцефалит

Симптомы

Симптомы СНПВ во многом зависят от того, насколько быстро развивается гипонатриемия. При хронической форме, которая развивается в течение нескольких дней, такие симптомы, как вялость, тошнота и головные боли, особенно у пожилых людей, часто связаны с процессом старения.

Острая гипонатриемия может привести к скоплению жидкости в головном мозге (отек головного мозга), что может проявляться серьезными симптомами, такими как:

— Неуверенность в походке и стоянии

— Проблемы с памятью и концентрацией внимания

— Судороги

— Дыхательная недостаточность

— Кома

Лечение

При лечении СНПВ проводится различие между терапией основного заболевания и симптоматическими мерами. Их цель — сбалансировать водный и электролитный баланс. На первом этапе для этого могут быть отменены или заменены триггерные препараты.

Если причиной СНПВ не являются лекарства, количество выпиваемого напитка сокращается до 0,8-1,5 литров в день, чтобы уменьшить избыток воды в организме. При тяжелых симптомах вводят инфузию с высокой концентрацией натрия (гипертонический солевой раствор) для повышения уровня натрия. Здесь следует строго избегать слишком быстрого увеличения, так как это может привести к миелинолизу центрального моста. Это включает повреждение оболочки нервных волокон в стволе головного мозга.

Если вы не уверены в точности диагноза, рекомендуем записаться на прием к терапевту или семейному врачу.

Течение и прогноз

Прогноз при СНПВ во многом зависит от основного заболевания. Если причиной являются лекарства, то после прекращения приема обычно наступает быстрое улучшение. Если уровень натрия будет успешно скорректирован, прогноз будет хорошим, двигательные и когнитивные способности вернутся. С другой стороны, недостаточное или слишком агрессивное лечение СНПВ может привести к тяжелому или даже смертельному исходу. Поскольку SIADH обычно лежит в основе другого заболевания или приема определенных лекарств, целенаправленная профилактика невозможна.

См. также

1.Синдром Конна

2.Диабетическая нейропатия

3.Гипогликемия

Примечания

1. Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
  2. 1 2 Симптомы и синдромы в эндокринологии / Под ред. Ю. И. Караченцева. — 1-е изд. — Х.: ООО «С.А.М.», Харьков, 2006. — С. 123-124. — 227 с. — (Справочное пособие). — 1000 экз. — ISBN 978-966-8591-14-3.
  3. 1 2 3 4 Малая энциклопедия врача-эндокринолога / Под ред. А. С. Ефимова. — 1-е изд. — К.: Медкнига, ДСГ Лтд, Киев, 2007. — С. 323-325. — 360 с. — («Библиотечка практикующего врача»). — 5000 экз. — ISBN 966-7013-23-5.
  4. 1 2 Клиническая эндокринология. Руководство / Под ред. Н. Т. Старковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — С. 101—103. — 576 с. — («Спутник Врача»). — 4000 экз. — ISBN 5-272-00314-4.
24.03.2023
Яковлева Ирина Владимировна